О российской версии атласа индикаторов социальной защиты ASPIRE


В Докладе об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации, подготовленном Минфином России, отмечается, что одним из направлений такого повышения является проведение мониторинга работы субъектов Российской Федерации по совершенствованию организации социальной поддержки на основе современного инструментария и учет результатов мониторинга, например, при распределении федеральных дотаций субъектам Российской Федерации. Одним из таких инструментов станет русскоязычный Атлас индикаторов социальной защиты (ASPIRE).

Для получения объективных показателей и оценки резервов повышения эффективности необходимы сопоставления затрат и результатов системы социальной защиты по регионам страны и сопоставления сходных программ по странам. Такие сопоставления требуют единой методологии и критериев. Система ASPIRE, поддерживаемая Всемирным банком, содержит детальную методологию и показатели эффективности на уровне программ и систем соцзащиты по 120 странам (www.worldbank.org/aspire). Включение России в эту базу данных позволит найти адекватные примеры для сопоставлений российских и зарубежных программ, выявить конкретные целевые показатели эффективности, соответствующие российской специфике, и максимально автоматизировать мониторинг системы социальной защиты в России.

В 2016–2018 гг. НИФИ размещает русскоязычную версию Атласа, в которую интегрированы данные обо всех мерах социальной поддержки населения России, предоставляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях, финансируемых и администрируемых не только через органы управления социальной защитs населения, но и в сфере образования, здравоохранения, занятости, а также строительства ЖКХ.

Интеграция российских данных позволяет проводить сопоставимую оценку эффективности мер социальной поддержки в России и зарубежных странах. Такие сопоставления (или бенчмаркинг) позволяют выявить особенности российской системы и пути повышения ее эффективности.

Адаптация международного ASPIRE для российских пользователей за счет русификации и включения данных по России в общую базу данных позволяет расширить круг стран и программ для таких сопоставлений.

Включение в российский Атлас данных о региональных мерах социальной поддержки позволяет проводить сопоставимую оценку эффективности мер социальной поддержки между субъектами Российской Федерации с помощью показателей, рассчитанных на основе репрезентативных обследований Росстата о доходах населения и участии в социальных программах. Российский Атлас – первый в мире, в который будут включаться региональные бюджетные данные о предоставлении и финансировании мер социальной поддержки. Оригинальная методология для сбора, классификации и анализа этой информации разработана НИФИ.

Помимо того, что в российском сегменте БД ASPIRE представлены данные об эффективности региональных мер социальной поддержки, рассчитанные на основании репрезентативных обследований Росстата о доходах домашних хозяйств и участия населения в социальных программах, в ней также представлены показатели эффективности, рассчитанные на основе бюджетных данных всех субъектов Российской Федерации.

В 2016-2017 гг. НИФИ были собраны подробные данные по всем мерам социальной поддержки, финансируемым и администрируемым не только через органы управления социальной защитой населения, но и через ведомства в сферах образования, здравоохранения, занятости, а также, например, строительства, сельского хозяйства и пр. Данные были собраны путем заочного письменного опроса по предоставляемым в регионах мерам социальной поддержки населения за предшествующие годы. Собранная информация обеспечивает полный охват всех российских регионов. НИФИ планирует сделать регулярными обновления база данных.

Данные по каждому субъекту РФ включают паспортные данные по конкретным мерам социальной поддержки: наименование меры; данные об устанавливающем нормативном правовом акте; год начала предоставления меры; орган исполнительный власти, предоставляющий меру; источник финансирования – федеральный бюджет, региональный бюджет, софинансирование из федерального и регионального бюджета, целевое назначение меры; категории получателей; регулярность предоставления меры).

По федеральным мерам социальной поддержки представлены данные только по тем мерам, по которым регионы являются оператором федеральных бюджетных средств (например, в части выплат гражданам, пострадавшим от радиации).

Данные бюджетной и иной ведомственной статистики о мерах включают:

Количество получателей и объемы бюджетных средств по каждой конкретной выплате или льготе в натуральной форме представлены в динамике, начиная с 2013 года по 2016 год. В дальнейшем планируется их ежегодное обновление.

Все меры социальной поддержки по каждому региону были классифицированы в соответствии с требованиями ASPIRE по типу программы (социальная поддержка и рынок труда), по категории (денежные выплаты; продукты питания, натуральная помощь и квазиденежные меры; прочие виды социальной поддержки; услуги в сфере занятости; активные и пассивные программы стимулирования занятости) и соответствующие им подкатегории (таблица ниже).

Таблица – Классификация мер социальной поддержки в рамках российского сегмента базы БД ASPIRE

Тип МСП Категория Подкатегория
1. Социальная поддержка 1.1. Денежные выплаты 1.1.1. Пособия малоимущим
1.1.2. Пособия семьям с детьми (включая пособия детям, лишенным родительского попечения, и из семей в СОП)
1.1.3. Частно-государственная благотворительность, включая закят (в исламском праве - обязательная ежегодная выплата части средств (одна сороковая часть) в пользу нуждающихся)
1.1.4. Пособия на оплату ЖКУ
1.1.5. Помощь лицам в ТЖС (включая помощь беженцам, возвращающимся переселенцам)
1.1.6. Стипендии
1.1.7. Доплаты к пенсиям
1.1.8. Меры социальной поддержки по инвалидности
1.1.9. Пособия ветеранам военных действий
1.1.10. Пособие на погребение (нестраховое)
1.1.11. Выплаты на транспортные расходы
1.1.12. Прочие денежные выплаты
1.2. Продукты питания, натуральная помощь и квазиденежные меры 1.2.1. Продуктовые марки (карточки, талоны) и ваучеры
1.2.2. Программы раздачи продуктов питания
1.2.3. Школьные обеды / питание на вынос
1.2.4. Программы обеспечения специальным питанием (терапевтическим питанием, дополнительным питанием, спецпитанием для лиц, больных СПИД)
1.2.5. Неденежная помощь лицам в трудной жизненной ситуации (включая помощь беженцам, возвращающимся переселенцам)
1.2.6. Целевые субсидии: льготы при получения медицинского обслуживания и скидки по оплате медицинских услуг
1.2.7. Целевые субсидии: льготы по оплате обучения
1.2.8. Целевые субсидии: ЖКУ
1.2.9. Другие программы, связанные с питанием и (или) натуральными льготами
1.2.10. Питание за труд (включая питание за учебу, питание за активы и пр.)
1.3. Прочие виды социальной поддержки 1.3.1. Налоговые льготы (налоговые освобождения)
1.3.2. Другие виды освобождений
1.3.3. Другие виды социальной помощи в виде трансфертов
2. Рынок труда 2.1. Услуги в сфере занятости 2.1.1 Услуги по поиску работы
2.2. Активные программы стимулирования занятости 2.2.1. Обучение (переподготовка, тренинг личностного роста, оплата обучения)
2.2.2. Ротация рабочих мест и совместительство
2.2.3. Создание новых рабочих мест / субсидирование создания рабочих мест
2.2.4. Меры по трудоустройству инвалидов
2.2.5. Поддержка предпринимательства и стартапов (гранты, ссуды, обучение)
2.2.6. Общественные работы
2.2.7. Другие активные программы
2.3. Пассивные программы стимулирования занятости 2.3.1. Поддержка уровня доходов безработных (пособие по безработице, в том числе нестраховое, стипендии)
2.3.2. Досрочный выход на пенсию
2.3.3. Другие пассивные программы

Работа с аналитической частью российского сегмента базы БД ASPIRE на сегодняшний день строится на основе данной классификации.

Кроме того, была проведена классификация всех мер социальной поддержки в соответствии с классификацией, разработанной НИФИ:

Аналитические таблицы и диаграммы в разрезе данной классификации будут представлены позднее.

Также отметим, что региональный сегмент БД ASPIRE позволяет классифицировать все меры социальной поддержки в формате классифклассификации, которая используется в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее – ЕГИССО). Классификатор мер социальной защиты (поддержки) предназначен для унификации типов и видов мер социальной поддержки с целью формирования единых принципов учета мер, а также реализации информационно-справочной функции в рамках ЕГИССО.

Оценка эффективности мер социальной поддержки (в том числе и сравнительная межрегиональная оценка) может проводиться с помощью оценки доли расходов на меры соцподдержки с проверкой доходов в общем объеме расходов на соцпомощь; охвата населения мерами социальной поддержки; и влияния мер социальной поддержки на сокращение дефицита дохода и сокращение бедности. Такой анализ позволяет поставить сравнение региональных политик в области социальной защиты населения на объективную основу.

Возможности Атласа и его отличия от других баз данных, существующих сегодня в России:

1. Возможность проведения межрегиональных сравнений систем социальной поддержки по составу мер, уровню бюджетных расходов, эффективности, на основе данных, сформированных с использованием единой методологии Атлас – это база показателей, дающих унифицированное представление обо всех реализуемых мерах социальной поддержки на основе единой для всех методологии, обеспечивающей сопоставимость показателей как в межстрановом сравнении, так и в межрегиональном. В отличии от существующих сегодня в России баз данных, которые собирают данные по получателям мер социальной поддержки (кто и какие меры соцподдержки получает, в каком объеме) российская версия ASPIRE комбинирует данные из двух источников: – бюджетной и иной ведомственной статистики о фактически произведенных расходах бюджета и численности получателей мер социальной поддержки, размере (среднем размере) произведенных выплат; – микроданные, полученные из социологических опросов, охватывающих все население (данные Росстата по выборочному наблюдению доходов населения и участию в социальных программах). Это позволяет помещать информацию о предоставляемых мерах соцподдержки в общий контекст данных по всему населению и видеть не только получателей средств социальной помощи, но и тех, кто остается «за бортом» такой поддержки. Кроме того, дает возможность оценить изменения в результате сойподдержки в материальном положении получателей мер и сравнить его с положением остального населения. Таким образом может быть сформирована наглядная картина эффективности оказываемых мер соцподдержки, как с точки зрения охвата нуждающихся, так и с точки зрения сокращения имеющегося у них дефицита доходов, а также адресного и неадресного использования средств. Атлас также позволяет оценить бюджетные расходы на различные цели государственной политики, через анализ и оценку мер соцподдержки, входящих в различные классификационные группы.

2. Возможность проведения мониторинга изменений в сфере социальной поддержки населения Атлас позволяет пользователям в России проводить мониторинг изменений в сфере социальной поддержки населения. За счет того, что база данных обновляется, можно отслеживать процессы, происходящие в сфере социальной поддержки населения, в динамике. Кроме того, ASPIRE обеспечивает возможность проведения межрегионального бенчмаркинга этих изменений, в том числе при планировании мероприятий по оптимизации расходов региональных бюджетов и при проведении оценки эффективности их исполнения.

3. Обеспечение единой методологической платформы для анализа эффективности мер социальной поддержки в отдельных регионах, стандартизация и автоматизация анализа.

Разработанный для пользователей базы данных ASPIRE стандартный методологический аппарат для анализа системы мер социальной защиты включает в себя полный инструментарий используемый в практике странового анализа, который может с успехом применяться и для проведения региональных исследований. Он включает в себя стандартный набор таблиц для анализа:

Использование стандартного инструментария и стандартных отчетов облегчает освоение возможностей базы данных новыми пользователями. Этому способствует специальный пользовательский интерфейс.

;